Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангелии мы с вами слышали рассказ о событиях, которые произошли сразу после Воскресения Христова. Господь явился своим ученикам, с которыми не было Фомы. И вот проходит несколько дней, и Господь опять является ученикам, среди которых был уже и Фома. А первый раз, когда Господь явился, то ученики рассказали Фоме, что видели Господа, и Он действительно Воскрес! Но Фома отвечал, – нет – если я не вложу свою руку в Его рёбра, если я своими пальцами не пощупаю Его ран от гвоздей, тогда я не поверю. И вот тогда Христос явился ученикам уже вместе с Фомой. Он обратился к Фоме – протяни руку твою, и вложи в Мои рёбра, протяни свои руки и ощути Мои раны, и не будь не верен, но верен. Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» И Христос на это говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
И к этим верующим мы сейчас относим и себя тоже. Мы не видели Воскресения Христова, не ощущали Его ран, Он к нам не являлся Воскресшим. Но сердцем мы знаем, что Христос действительно Воскрес, и верим свидетельству Апостолов. Но всё–таки этот отрывок Евангелия заставляет поразмыслить над нашей верой – что же такое происходит, когда мы говорим «Мы верим»? А что бы понять это, нашу веру надо сравнить с верой Апостолов, с верой христиан первых веков, когда Апостолы выходили на проповедь, они говорили о Воскресшем Христе, о том что смерть побеждена этим самым Воскресением, что Господь привлёк к Себе и уничтожил смерть. Пусть не сразу, пусть с течением времени, но люди восстанут и вновь заключат в объятия тех, кого любили в этой жизни.
Эта проповедь была проповедью радости, проповедью счастья, проповедью победы добра над злом. И давайте посмотрим, что наша вера говорит нам сейчас, давайте посмотрим внимательнее на самих себя, ведь верующего человека так порой легко отличить от неверующего, особенно женщин. Когда в толпе людей идей женщина в одежде тёмных тонов, в длинной юбке, с покрытой платком головой. Она отличается от всех ещё своим мрачным лицом. Вот эта вот радость, это счастье, это ощущение победы нами омрачены. Ведь наши мрачные лица не становятся яснее даже после Причастия. Так что же произошло с нашей верой? Веру мы сделали системой каких–то запретов и разрешений: это можно, это нельзя, мы спорим о том, сколько раз Причащаться, какие молитвы читать, как лучше поститься – то есть на столько о второстепенных вещах, что, наверное, Христос, если бы пришёл как тогда в Иудею 2000 лет назад, Он нас обличал бы не хуже Моисея. Почитайте Евангелие о обличении Христа в современной Ему вере. Ведь та же вера тоже была Богом дана, ведь с Моисеем беседовал Бог, и Он дал заповеди как жить. Но ко времени Христа вера стала преданием людей, преданием старцев и людскими письменами. И вот сейчас происходит примерно тоже самое: веру радости, веру любви, веру победы мы превратили невесть во что. И действительно, нам требуется обличение для того, что бы стали наконец–то со Христом. А во что превратилась наша проповедь? Вместо слов о Воскресшем Христе, любви и добре, мы научились обличать друг друга, учить друг друга, что ближний не так живет – не я, грешный и недостойный, а это ближний мой не такой, и поэтому все проблемы.
По сути мы верим в то, что Господь нам помогает, и помогает нам от скорбей, и может быть благодаря ощущению собственных скорбей и лица у нас такие мрачные? Но ведь по сути дела, самой большой скорбью является смерть, разлучение близких людей, когда один уходит в вечность, а другой остаётся. Но ведь Христос Воскрес, – и это залог того, что все мы вновь восстанем, – не зря же говорится о том, что смерть побеждена Христовой смертью. Мы же на Пасху отвечаем «Воистину Воскрес!» Значит мы верим в это, значит мы верим в то, что Христос воскресит и всех нас вновь. Поэтому, братья и сестры, давайте смотреть на эту веру апостольскую, на радость победы, на ту самую любовь, ради которой всё это делалось, потому что по любви своей Христос пришел на землю, и пострадал, и был распят. Но Он победил это страдание Своим Воскресением. Аминь. Христос Воскресе!