Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Если бы мы знали, сколько мы расточаем обидных неосторожных слов и поступков каждый день и каждый час, и на которые люди отвечают нам молчанием, прощая нас, и не воздавая нам злом… И можно только представить, какое громадное количество грехов мы совершаем. И Бог ежедневно подаёт нам прощение. А оно, оказывается, неизмеримо глубже, чем мы можем понять, и поэтому понадобилось Самому Богу изъяснить эту истину, чтобы открыть глубину милосердия и прощения Божиего.
…Здесь открыта первая тайна. Звание человека выше звания царя: быть человеком большая честь, чем царем…
И вот сегодня мы в Евангелии слышали притчу о великом должнике (Мф.18:23-35). Царство Небесное подобно человеку-царю, который захотел сосчитаться со своими рабами. Господь говорит притчей, ибо трудно выразить то, что не от мира сего. Хотя наш мир, во зле лежащий, и обезображен грехом, но всё же он не утратил сходство с горним миром. Отсюда и проистекает возможность уподобления между двумя мирами. Поэтому Господь говорит: «Сего ради уподобися Царствие Небесное человеку царю». Не просто царь, но человек-царь. Здесь открыта первая тайна. Звание человека выше звания царя: быть человеком большая честь, чем царем. «Человек» означает истинное достоинство, а «царь» – служение, призванное к упорядочению в государственной жизни. Поэтому слово «человек-царь» означает достойного царя.
…Духовный смысл этого судебного решения: стоит грешнику прийти в себя и покаяться – и Бог прощает ему 10 000 грехов и возвращает отнятые дары…
Царь призывает должника, который должен был 10 000 талантов. 1 талант – это 500 золотых монет. Десять талантов это 2,5 миллиона золотых монет. Это огромный долг даже по нынешним меркам, даже для государства, а не то что для человека. Неслучайно Бог говорит о долге раба. Он показывает, какой величины наши грехи перед Богом. И это верно, если подсчитать грехи каждого в жизни. Поскольку раб не может оплатить долг, по законам власти царь повелевает должника и его семью лишить имения и продать в рабство и заплатить долг. При этом никто не может помочь рабу без позволения царя. Духовный смысл сего царского суда в том, что, когда наши грехи превосходят всякую меру, Бог лишает всех даров Святого Духа, делающих человека человеком. Раб, видя безысходность своего положения, падает на колени и слезно умоляет царя: «Потерпи на мне, и весь долг я заплачу тебе». И о чудо! Государь не только помиловал раба и семью его, но простил ему весь долг. Какая мгновенная перемена и какое удивительное решение, и какое безмерное милосердие! Заметьте, земные цари так не поступают, а только Бог. Духовный смысл этого судебного решения: стоит грешнику прийти в себя и покаяться – и Бог прощает ему 10 000 грехов и возвращает отнятые дары. Так и здесь – задолжал раб, проявил покаяние, и государь простил ему даже больше чем тот желал. Что же дальше? Прощенный раб и отпущенный встречает своего должника, который должен был копейки. И по отношению к нему он оказывается царем. Когда раб становится царем – как кардинально меняется его состояние! Жестокость его не имеет границ. Милость царская только что спасла его от гибели, и вот теперь он ведёт себя хуже дикого зверя. Он безжалостно душит, мучает и бросает в темницу того, кто должен ему 100 динариев. Здесь уже не царь считается с рабом своим, а раб с рабом.
Одна из сторон величия человека оказывается в его способности прощать всё и всем…
Так часто человек поступает с человеком жестоко. Но такие поступки изменяют милость Божию на суд Божий. И милости не бывает тем, кто сам не милует. Что сеет человек – то и жнет. Тогда человек-царь призывает к себе злого раба, и говорит: «Злой раб! Я простил тебе весь долг. Не подобало ли и тебе простить своего должника?». И произносится новый суд: бросить в темницу и мучить нещадно. Почему сказано – пока не отдаст ему всего долга? Во-первых, дабы показать, что раб предан на вечные мучения. Ибо, прежде всего, немыслимо, чтобы человек с таким долгом мог когда-либо расплатиться. И так открывается величайшая истина. Одна из сторон величия человека оказывается в его способности прощать всё и всем.
…если хотите увидеть полноценно, в чем величие человека – оно явлено в глубокой древности и изображено в книге Иова…
Но если хотите увидеть полноценно, в чем величие человека – оно явлено в глубокой древности и изображено в книге Иова. Там говориться так: «Жил человек в стране Авситидийской и был тот человек истинен, непорочен, праведен, богобоязнен, и удалялся от всякаго худого дела». Святитель Иоанн Златоуст дал такой комментарий на эти слова: «Я полагаю, кто не имеет этих качеств, то и не имеет права носить имя – человек». Аминь.