Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Дорогие братья и сестры! Поздравляю с воскресным днём, с праздником, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Тайн!
Всякий раз, когда мы с вами в храме Божием, или дома, читаем, слушаем Слово Божие, – нам вновь и вновь открывается бесконечный мир Божественной любви к человеку. Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам, и учит нас, о том, – в этой притче – о богаче и Лазаре, – напоминает всякому человеку, – что те, которые жили здесь, на земле, не так, как должно жить, они спохватятся, опомнятся, но уже ничего не могут сделать для исправления своей жизни, в жизни будущего века. Глаза их откроются, и они ясно увидят, что есть истина. Они вспомнят о том, что здесь, на земле, остались ещё те люди, подобно им, слепоствующим. Захотят, чтоб кто-то из того мира пришёл из мёртвых, и уверил их, что жить, и понимать вещи, здесь на земле, должно не иначе, как по поучению Божественного откровения. Но и в этом им будет отказано. Почему? Потому, что Священное Писание, Евангелие, – для тех, кто желает знать истину, любит её, – вполне достаточно для этого. А для тех, кто не любит истину, не стремится к ней, не убедительно будет и воскресение кого-либо из мертвых.
И эта притча, об этом несчастном богатом человеке, – наверное, и чувства этого человека испытывает каждый человек, уходящий из этого мира, а следовательно, по убеждению уже ушедших из мира, за гробом, оно должно быть убеждением для нас, что единственным таким руководящим началом для человека в этой жизни может быть только Божественное откровение – Слово Божие. За гробом, это Слово Божие уже будет запоздалым, оно пригодится человеку здесь, но не все это имеют. Не имеют потому, что этого Слова нет для нас, а потому, что сам человек не хочет устроять свою жизнь под доброе иго заповедей Божьих. Во всяком случае, каждый из нас, должен помнить об этом, ставя себя на место этого евангельского богача. Страдающие никогда не будут лгать, они жалеют нас и желают, чтобы у каждого из нас в этой жизни, земной, временной, открылись очи во Святом Евангелие, и чтобы каждый из нас, не попал в место тех мучений, куда отправил себя этот евангельский богач.
Мы с вами не можем, не знаем, и не имеем права говорить о тех вещах, которые открываются нам за гробом, так, как говорим мы о вещах земных – «авось как-нибудь пронесёт, обойдёт нас стороной». Нет. В жизни будущего века нас это не обойдёт и не пронесёт.
Апостол Павел прямо пишет: «Не обманывайтесь: не лгите себе, не льстите себе, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт»; «Не обманывайтесь – ни блудники, ни воры, ни пьяницы, ни человекоубийцы, ни сквернословы, ни прелюбодеи – Царства Божия не наследуют». Это говорит нам с вами Бог через Своего угодника – Апостола Павла. А всякое Слово Божие – это вечная истина, оно всегда имеет силу, и оно всегда будет исполняемо даже до скончания века.
Мы, как христиане, должны быть уверены в том, что если исполняем заповеди Божии, если слушаем Святую Православную Церковь, то по исходе из этой жизни мы не попадём в то место, где оказался этот несчастный евангельский богач. А для этого, в земной жизни, человек должен, и призван, и обязан стремиться устроять свою жизнь благочестиво, и праведно, и свято. Стремитесь к святости, говорит Апостол Павел, без которой никто не узрит Бога, ибо всяким грешникам место не в Царствии Небесном.
Апостол Иоанн Богослов прямо свидетельствовал, что в Царствии Небесном будут такие святые люди, и никто из грешников туда не войдёт. А эта святость созидается молитвой, покаянием сердечным, добрым отношением друг к другу, любовью к Богу, и ко всякому человеку. Мы с вами призваны устроять свою жизнь для вечной жизни, и для этого нам от Бога дано всё, мы ни в чём не можем укорить, упрекнуть Бога, чего бы Он нам с вами не дал, человеку, для доброй жизни здесь на земле, и для того, чтобы наследовать Царствие Небесное. Но человек, как разумное творение Божие, должен сознательно откликаться на призыв Божий «Приидите ко Мне все». Это нужно человеку, а не Богу. Должно быть желание и труд в следовании за Богом. И Святая Церковь, и жизнь святых людей свидетельствуют, и убеждают каждого из нас в том, что, те, которые в этой земной жизни вверили себя водительству Богу – они не были посрамлены от Бога, а напротив, – Господь их прославил, и поставил нам всем в пример, дабы мы, взирая на веру их, на жизнь их, подражали этой доброй жизни, и шли на Небо с помощью Божией, и их спомоществованием.
Святитель Василий Великий пишет, что тот, кто одержим страстью, чревоугодием, одеждой, богатством, плотскими страстями – в том не может жить христианская любовь, обитать благодать Божия, ибо подлинно невозможно, – говорит он далее, – служить двум господам одновременно, требования которых различны. Богу нужна святость, а диавол хочет от нас грехов одних. Господь желает нам спасения. А диавол погибели.
Мы же, как христиане, как творение Божие, понимаем всё прекрасно, ибо каждый человек понимает, что он живет греховно, что он отступает от Бога. Но одни осознают это, и начинают исправлять свою жизнь, а другие коснее и коснее во грехах, отдают себя во власть диавола, который преследует только одно – погубить человека.
И, читая, слушая это притчу, мы с вами должны поучатися, – если есть возможность оказать кому-либо добро, мы это добро должны оказывать. «Уклонись от зла, – говорит нам пророк, – и сотвори благо».
Все мы с вами, говорит Апостол Павел, сотворены на добрые дела. Посмотрим на земную жизнь Христа Спасителя – вся она была наполнена добрыми делами во славу Бога Отца, и на благо человека. Это нам с вами добрый пример. Будем поступать так – благо нам будет, и Господь помилует нас, и с Его милостью мы наследуем Царствие Небесное. С праздником всех вас, друзья!