Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами на Божественной литургии слышали Евангелие, в котором рассказывается о том, как Господь призвал учеников на апостольское служение.
Однажды он проповедовал у Генисаретского озера и, чтобы Его лучше слышали люди, попросил лодку у находящихся там рыбаков. Он отплыл недалеко от берега, сказал проповедь собравшимся ради Него людям, и обратился к этим рыбакам: « Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лк.5, 3-11).
Этот рассказ Евангелия может поразить нас абсолютной простотой этих рыбаков. Какая чистота, какая ясность в них, ведь пытаясь всю ночь безуспешно выловить рыбу, уставшие, голодные, они послушали Христа и закинули сети, не ожидая никакого улова.
Каково же было их удивление, когда сеть была полна рыбы, да так, что пришлось звать товарищей на помощь. Симон приник ко Христу в трепете от такого чуда, и ощутил, как он грешен по сравнению с Ним и далее он и его товарищи безоговорочно пошли за Христом, оставив сети.
Наше время называют непростым,лукавым, но, с другой стороны, откуда это лукавство, если не от нас самих. И, если в миру это понятно, обычно, приемлемо, так как это обычная жизнь мира, то лицемерие в нашей церкви не перестает удивлять. Ведь эта страсть погубила многих и многих, а между тем, мы порой и не обращаем на это внимание, даже не считаем лицемерие и за грех. Мы потеряли апостольскую простоту, ясность так, как все стало у нас сложным. Взаимоотношения в семье, друг с другом, с далекими от нас людей приобретают искусственный характер, так как мы одеваем на себя маску, оставаясь внутри совсем другими.
Еще святитель Василий Великий обличал христиан своего времени, когда говорил о том, что они свою жизнь уподобляют театру, когда одевают на себя те или иные маски. Таким образом, получается, что снаружи человек один, а внутри — совершенно другой. Святитель призывал быть всем одними и теми же и снаружи, и внутри. Преподобный Ефрем Сирин напоминает нам, что первым лицемером был тот самый змей, который подполз к Еве.
Если бы его вид не был бы приятен Еве, то она не покусилась бы на его слова, и не было бы грехопадение таким великим, что отражается во все века.
Нет апостольской простоты и чистоты и в нас. Единственный ученик Христа, у которого не было простоты – это Иуда, который носил ящик с пожертвованиями от людей и возможно, что часть пожертвований он присваивал и себе. Все его лукавство в полной мере проявилось тогда, когда он предал своего Учителя.
Нам, братья и сестры, надо учиться простоте по отношению друг к другу, даже по отношению к самим себе. Надо не скрывать свои пристрастия, а если они бушуют внутри нас, то не надо бояться проявлять их перед другими. Бывает так, что во внешних проявлениях человек просто ангел какой-то, и к нам он,кажется, относится ласково, с радостью, а внутри оказывается, в сердце, у него полно всякой нечистоты — зависти, гордости, презрения, унижения своего ближнего. Вот в этом двоедушии очень тяжело человеку жить. Если же мы вернемся к святой апостольской простате, то нам будет так легко последовать за Христом, как это сделали в первом веке апостолы.
Аминь!