Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие о Страшном Суде.
Господь, обращаясь к народу, говорит: «В последнее время, когда придёт Судия определить судьбу каждого из нас, то поставит одних по правую сторону от Себя, других по левую». И обратившись к тем, кто стоит справа, скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения Мира, потому что Я хотел есть и вы накормили Меня; Я жаждал и напоили Меня; Я был нагой и одели; Я был болен и в темнице и посетили Меня». И тогда праведники спросят: «Господи! Когда мы видели Тебя в таком положении?». И ответит Господь: «Так как сделали единому от малых сих, то сделали Мне.
И также Господь обратиться к тем, кто стоит по левую сторону: «Вы не накормили Меня; вы не напоили Меня; вы не одели, вы не посетили Меня в больнице и в темнице, поэтому участь вам уготована с дьяволом и ангелами его». «Когда же мы Тебя не накормили и не напоили, Господи!» — возопят грешники. И опять те же самые слова Господа услышат: «Если вы не сделали этого единому от малых сих, тогда не сделали Мне».
И вот на первый взгляд может показаться нам, что этот Суд чем-то напоминает суд человеческий. Богом людям даны законы, и те, кто эти законы исполнит, те наследуют Царствие Небесное. Те, кто нарушит эти законы, тот пойдёт в муку вечную.
Но как всегда, нам надо посмотреть гораздо глубже, чем простые слова. Господь обращается к людям, чтобы они были услышаны, обращается на их языке, и нам совсем не надо думать, что это грозный Судия.
Вот сейчас идут подготовительные недели к Великому Посту, и в каждое воскресенье читается свое Евангелие. Давайте вспомним об этих Евангелие.
Евангелие о мытаре и фарисее.
Мытарь, ненавидимый всеми людьми, сборщик налогов, пошёл оправданным в свой дом больше, чем праведный фарисей, только за одно воздыхание: «Боже, милостив буди мне грешному».
А в следующее воскресенье читалось Евангелие о блудном сыне.
Как отец принимает своего сына, растратившего все имение на стороне далече, ушедшего, покинувшего, фактически предавшего своего отца. И когда он возвращается, разве идёт речь о каком-то наказании, покаянии? Нет! Отец с радостью принимает его, и с любовью, с распростёртыми объятиями устраивает роскошный пир.
И неужели следующее воскресенье нам будет говориться о грозном Судие? Нет! Ведь притча о Страшном Суде, – это тоже притча о любви.
Мы часто представляем Бога по своему внутреннему устроению. Нам в мире хочется справедливости, мы очень хотим, чтобы зло было наказано, а правда и добро торжествовали. И тоже самое настроение мы переносим на Господа. Хотим, чтобы он карал грешников и посылал благо своим праведникам. Но совсем не так смотрит Господь.
Потому что наш Бог есть любовь.
И если мы вдумаемся в притчу, которую слышали сегодня, мы с вами поймём, что этот Суд о любви. Сумели ли мы перед своим концом возлюбить ближнего своего, как самого себя, и Бога всем сердцем и всем помышлением. Или мы не смогли этого сделать.
Ведь те дела, которые перечислены в притче, – это дела любви, которые идут из любящего сердца. И если мы не возлюбили, значит мы окажемся слева. Те же, кто возлюбил, – окажется справа.
И этот Суд не наказание Господне.
Ведь не может тот человек, который любит только самого себя, – эгоист, – оказаться в Царстве Мира, Света и Любви, куда нас ведёт Господь. Ведь Господь жил, приходил на землю, и отдал Самого Себя на распятие ради нас грешных. Ради тех, кого Он любит.
И если в сердце человеческом нет любви, то он не может быть вместе с Богом. И по большому счёту, Господь нас зовёт к Себе, зовёт полюбить и ближнего, и Бога. Если этого не случится, то наверное зависит это от каждого из нас – откликнемся мы на этот призыв Господень, или продолжим жить в собственной скорлупе, заботясь и любя только самих себя. Это зависит от нас, братья и сестры!
Давайте накануне Великого Поста задумаемся об этом, потому что весь пост это тоже призыв к изменению, а значит, – воспитанию любви в самих себе.
Аминь. С праздником!