06.05.2020, Среда 3-й седмицы по Пасхе

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогие братья и сестры!

Праздник Пасхи был установлен для иудеев в Египте перед выходом из земли египетской и освобождением от плена, и само слово «Пасха» означает исход, и смысл для евреев, этого Праздника доныне — избавление от плена.

Для христиан Праздник Пасхи — это Воскресение Христово. И здесь, может быть, некоторая подмена понятий, но она несколько обусловлена тем, что мы тоже освобождаемся от плена дьявольского, от плена греховного. Но главный смысл — это Воскресение Христово, и за этим громадный смысл всего того, что Бог определил для человека: это возвращение ему утраченного Отечества, возвращение Царства Божьего. В какой-то мере нужно еще понять вот какую вещь. Для евреев этот праздник был установлен как некое вечное установление, но случилось нечто непонятное. Евреи, отпраздновав это событие, потом не праздновали его в течение 40 лет, прежде чем не вошли в землю обетованную. Мало того: для тех, для кого этот праздник был установлен в Египте — они все умерли в пустыне и не получили некоего избавления и пользы. Почему? Потому что, с одной стороны, они восстали против постановлений Божьих, против законов, которые были установлены Богом и восстали против своего вождя Моисея. С другой стороны, этот Праздник не был совершаем в пустыне, поскольку весь народ был наказан, и в течение 40 лет все те, кто вышли из Египта и кому было предвозвещено это главное Торжество — они погибли в пустыне. Народ еврейский совершил Празднование Пасхи уже перед входом в Землю Обетованную, перед завоеванием Иерихона, при вожде Иисусе Навине. Так для нас открывается некоторая истина, что если мы Праздник Пасхи ограничиваем семью днями торжества — то, наверное, теряем нечто важное из виду, поскольку для нас это установление тоже вечное, поскольку мы в пасхальном тропаре поем: «Подавай нам и́стее Тебе причаща́тися в невече́рнем дни Царствия Твоего». И если кто полагает, что дни Торжества завершаются празднованием Пасхи — то ошибаются, поскольку Таинственная Пасха должна восторжествовать в душе человека и человек должен еще здесь на земле соединиться с Богом, и ему дарована будет честь совершать эту Пасху в невечернем Царствии Божьем.

И, добавляя к прошлым нашим беседам о празднике Пасхи, я хочу сказать, что если святые отцы утверждают что внутренне око человека просвещается принятием веры в Воскресение Христово, то это касается его внутренней жизни, внутреннего состояния, и оно способно просветить его внутреннее око, сделать его богаче духовно и способным видеть многие опасности, стоящие перед ним и избегать их. Во внешней же жизни человек должен понять, что неверие во Христа, в жизнь вечную и Воскресение Христово, делает бессмысленным вообще все законы, существующие на Земле. Они теряют всякий смысл, если человек не верит в Бога и не верит в жизнь вечную, потому что только в плане вечной жизни может получать громадное осмысление вся перспектива жизни земной. Жизнь наша земная — она только тогда имеет смысл, если жизнь есть будущая. И тогда всякое законодательство — как общественное, так и церковное, и духовное — они получают глубочайшее осмысление, потому что дают человеку осмысление его включенности в ткань бытия, ведущего не только в этой жизни путем спасения, но и открывающему в вечность и вечное прославление с Богом. Вот так только и должно понимать и относиться к Тайне Воскресения Христова, Которое осмысливает наше сегодняшнее событие. И нужно знать, что нам не обещано блаженство здесь, нам предсказано нечто важное, как предупреждение «В мире будете иметь скорбь». Но дерзайте! Т.е не унывайте, потому что Бог определяет и меру испытания и избавление от этих скорбей. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!