Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее первое воскресенье Великого поста называется Торжеством Православия. Этот праздник был установлен Церковью после победы над ересью иконоборчества. Эта ересь почти полтора столетия сотрясала Церковь. Многие императоры становились гонителями, воссияло множество мучеников. Людей, почитающих иконы, отправляли в застенки, в завязанных мешках сбрасывали в море, обезображивали их лица и тела. И многое претерпела Церковь за это время, настоящие гонения, как в первые века христианства.
Был созван VII Вселенский собор, утвержден догмат иконопочитания, но даже после этого, гонения продолжались, потому что императоры своей властью хотели победить почитание икон. И только когда на престол взошла царица Феодора, она смогла сделать так, что иконопочитание навсегда утвердилось в Церкви. И в честь этого первое воскресенье поста назвали Торжеством Православия.
И нам с вами очень легко увидеть в этой истории торжество и славу нашей Церкви. Но в этом ли торжестве, и в этой ли славе говорится о Торжестве Православия? Церковь не должна никогда действовать никакими силовыми методами, она не должна спускаться на человеческий уровень, и радоваться победой одних людей над другими людьми. И если Церковь величественна, если она сильна, то всегда есть повод задуматься, всегда есть повод посмотреть на Христа, как Он побеждал в Своей жизни. Когда Он был предаваем, когда Он был отдан на мучения, когда Его воздвигали на Крест, когда Он умирал, Он не сделал ничего, чтобы силой Своей завоевать победу. Более того, когда Петр обратился к Нему, Он ответил ему: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:53). Но Господь в кротости и смирении до конца нес Свой Крест, и этим самым, Своей смертью, победил нашу с вами смерть. И через некоторое время будет звучать во всех храмах: «Христос смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». И значит, нам надо постараться всегда помнить, какой ценой Он победил. Как Он смиренно, с покорностью воле Божией нес Свой Крест до Своего конца. И когда мы говорим о силе и славе, мы говорим совсем о другом. Если сегодняшний день Торжество Православия, то это торжество истины над ложью. И вот во всей христианской жизни всегда так. Наша победа – это победа света над тьмой. Это победа радости над горем с соблазнами и искушениями. Это победа любви над гордостью нашей, нетерпимостью и злом. И в конечном итоге это всегда победа жизни над смертью.
Вот таким образом и в нашей личной жизни тоже мы должны об этом помнить. Апостол Павел сказал однажды: «Наша брань не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной». А Петр Дамаскин, толкуя эти слова, говорит: «Апостол сказал так, потому что раньше иудеи воевали против плоти и крови, против других народов, и часто, эта их борьба оканчивалась победой». Но сейчас не так. И иудейские воины были только прообразом того, как в душе человеческой должны побеждаться страсти и грехи наши. Поэтому теперь Торжество Православия должно быть у нас в душе. Именно там должна состояться самая главная битва, и она идет, и продолжается ежедневно. Но всё-таки как бы хорошо, если с Божией помощью мы одерживали победу. И если мы говорим о Торжестве Православия, то это торжество может совершаться каждое воскресенье, когда мы здесь, вот в таком количестве как сейчас собираемся, и все вместе причащаемся, это и есть настоящее торжество нашей веры. А когда храмы оскудевают, особенно после Великого поста, когда совсем немного народу, когда из этого небольшого количества причащается ещё меньше, то о каком же торжестве нашей веры и нашей Церкви можно говорить? Вот хорошо бы, если мы задачей своей поставили себе причащаться каждый воскресный день, может быть и Господь дал бы нам больше сил, больше возможностей побеждать в этой невидимой брани, совершающейся в нашем сердце, и всегда быть на стороне добра. Вот будем помнить об этом, братья и сестры, дадим же себе наконец установку для того, чтобы каждое воскресенье приобщаться Святых Христовых Таин. Для этого не нужно никаких усилий, нужно только наше желание. Каждое воскресенье, и все вместе, всем храмом, всей общиной становиться Телом Христовым через приобщение Святым Христовым Таинам. Вот это и будет настоящим почитанием Христа, и настоящим Торжеством Православия в нашей Церкви. Аминь.