Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с этим Великим двунадесятым Праздником, желаем вам помощи Божией и крепости сил в эти непростые времена.
Суть сегодняшнего праздника удивительна, таинственна и скрыта в древних пророчествах, которые были произнесены за пять-шесть столетий до Рождества Христова. И те, кто слушал эти пророчества, не могли их понять, потому что обращение там звучало безликое. Но для нас с вами это становится совершенно открыто. Удивительно, что пророки произносили пророчества о великих грядущих событиях, связанных с нашим спасением, и те события которые происходить должны были на земле.
И самое удивительное, и, для нас необычное, что там произнесено пророчество и о Деве Марии, когда прозвучал голос пророка: «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое» (Пс. 44:11). Кто мог знать, что это за дщерь? И что это за Дева? Никто. И ожидали некоторого разрешения смысла пророчества в грядущих веках. Но есть и то, что сказано о нас, нынешних христиан. Во время праздничного богослужения многократно произносилось это пророчество, и там были слова: «Приведутся Царю девы во след ея» (Пс. 44:15).
Вслед кого? И почему девы? Мы здесь находим вполне известное и ясное толкование Святых Отцов. Святитель Филарет объяснил это так: девы здесь, в этом пророчестве, означают души людей, которые пойдут вслед за Божией Матерью в храм, который будет освящать всех. Это говорится о душах всех верующих христиан. Необычное пророчество! И мало кто тогда понимал, что это торжество для нас должно быть особенно важным сейчас, поскольку здесь не только призыв к каждой душе христианской, которая по рождению своему и по крещению является чистой девой.
Бог открыл человеку возможность избавления от вечной смерти, в которую был погружен человек.
И вот здесь святитель Филарет говорит нечто особенное. «Познай всякая христианская душа своего Творца». Поскольку ты призываешься сегодня к Богу – призываешься к добродетельной жизни и к чистоте. Ты должен познать и признать своего Творца, и будешь введен в храм Бога Живаго. И для тебя будет важно знать, что ты принадлежишь Царю царей по самому факту твоего творения, по факту своего искупления, ты принадлежишь Ему по факту данного тебе Образа Божиего как печати, которую никто не может разрушить, и ты принадлежишь Царю царей по факту постоянного промышления о тебе.
Дальше святитель дает еще более важное пояснение. Он говорит о том, что в человеческом обществе уже давно принято пресмыкаться перед могуществом величием человеческим, и при этом не страшиться величия Божия
И в своем забвении Бога имеет не только дерзкие и своевольные мысли, но и совершает многие дерзкие поступки. И его сердце окаменевает. Псалмопевец о таком человеке говорит так: «Устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть» (Пс 11:4-5).
Это поразительное непонимание человеком смысла жизни и своего происхождения. Человек в этом состоянии способен доходить до крайней степени безумия, и об этом пророк говорит так: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс 13:1). Поэтому, когда услышите, что человек говорит: «Нет Бога» — он ставит себе диагноз.
Мы должны признать Бога по факту своего сотворения от Него. Мы считаем своей принадлежностью ту вещь, которую сделали своими руками, и дом, который построили, книгу, которую написали, и многое другое, но мы как будто забываем, что пользуемся материалами этого мира, созданные Богом и считаем, что мы – создатели чего-то. Но вот святитель Филарет говорит: «Человек, если хочешь узнать, что тебе принадлежит – то отдай Богу все то, что имеешь в себе, что получил от Бога, и оставь себе только то, что имеешь сам, от самого себя». И увидишь, что у тебя ничего нет, кроме анализов. И те плохие…
Человек призван признать Бога своим царем по факту Образа Божьего, который носим. Каждый человек старается поставить печать на свои вещи и считает необходимым показать свою принадлежность. Так и Образ Божий является некоей неизгладимой печатью на человеке. Человек в своей жизни может его изгадить, исказить, но изгладить совершенно не способен. И Бог Своим Образом свидетельствует о своей собственности. Святитель Филарет Московский указал на то, каково соотношение человеческого естества и Образа Божиего в человеке. «Как тень падает на землю от человека при ярком солнце, и каково сравнение между тенью и телом человека- таково соотношение между Образом Божиим и естеством человека». Человек должен признать Бога своим Царем и по факту своего искупления. Однажды даровав человеку дар высокой цены – дар жизни, Он дал человеку и многие другие дары неизреченные, в том числе и свободу. Человек неправильно воспользовался этой свободой, и решил отнять себя у Бога, жить по своей воле – и наследовал вечную смерть. И, кажется, все его будущее предписано, и вот мы видим еще нечто более поразительное. Если мы считаем великим, того кто отдал за нас свою жизнь. Несомненно, мы будем ему бесконечно благодарны, то Богочеловек показывает нечто непостижимое. Бог умирает за нас сходит на землю и полагает за нас жизнь, и возвращает человеку вечное блаженство.
И, наконец, человек должен признать Своего Творца по факту Своего постоянного промышления. Если в искуплении человек увидел в Боге величайшую Жертву, то здесь открывается тайна внутрибожественной жизни. Сам Бог через пророка говорит: «Ибо крепка как смерть любовь» (Песн.8:6). Любовь, оказывается, может превозмогать смерть, и она следует за человеком даже до ада. Каково величие Любви, пренебрегшее всем Небом, для спасения человека на земле. В промышлении постоянном о человеке мы увидим, не менее поразительную заботу Бога о человеке, которая показывает глубину любви истинного Царя и Создателя нашего. Ежедневная жизнь человека показывает, что он иногда устаёт о себе заботиться, и это иногда позволительно для него, чтобы набраться сил для нового дня.
Но для Бога такого времени не существует! И Он промышляет о нас постоянно. Но посмотрите, как промышление Божие описано у псалмопевца: «Отверзше Тебе руку всяческая исполнятся благости. Отвращу же тебе лице, возмятутся … и в персть свою возвратятся» (Пс. 103:29).
Стоит Богу только отвратить лице от человека – и он превратится в пыль и в персть, из которой создан.
Поэтому, братья и сестры, если мы до сих пор живы, двигаемся и считаем, что мы еще существуем – то признайте, что Бог еще не отвратил Свое Лицо от всех нас. Аминь.