Проповедь, иерей Сергий Гурдяев
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братья и сестры, сегодня мы прославляем Божию Матерь, вспоминая исторические события рубежа шестнадцатого-семнадцатого веков, связанные с избавлением нашего земного Отечества от нашествия неприятеля, и чествуем икону Богородицы, непосредственно связанную с этими событиями – Её Казанский образ.
За Божественной Литургией мы вновь слышали один из самых часто читаемых Евангельских отрывков – повествование апостола и евангелиста Луки, которое, согласно уставу, всегда прочитывается в дни Богородичных праздников. Можно сказать, что это чтение тоже является своего рода иконой, ведь Сама Богородица упоминается в нем лишь косвенно, как Та, Кто питала Своим молоком Господа, а Евангельский рассказ идет о посещении Христом дома Лазаря и его сестер Марфы и Марии.
Такая иконичность неслучайна. Марфа и Мария, о которых повествуется в сегодняшнем Евангелии – две стороны единого служения христиан: деятельная и созерцательная. Оба служения благословенны и прекрасны. И оба подвергаются порой нападкам. В деятельном служении видят опасность бездуховности, а в созерцательном – презрения к людским нуждам и страданиям. Пресвятая Богородица, несомненно, в совершенстве была причастна и к тому и другому служению, что освящает и возвышает их оба.
Каждый из нас имеет свое призвание. Кто-то отличается способностью учить других, кто-то – работать руками, кто-то – заниматься созерцанием. Никто не должен осуждаться и уничижаться, но всякий христианин призван к тому, чтобы свое призвание исполнить в совершенстве и с любовью, каким бы оно ни было. Всякое служение может быть служением Богу и людям, всякое служение может освящать человека и жизнь вокруг него.
Святые иконы даны нам для того, чтобы мы могли смотреть на видимое и видеть за ним невидимое, молясь перед образом – возносить свои молитвы к первообразу, к тому, кто на них изображен. Как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «поклоняюсь изображению Христа как воплотившегося Бога; изображению Госпожи всех — Богородицы как Матери Сына Божия; изображениям святых – как друзей Божиих, противоставших греху до крови и излиянием её за Христа подражавших Ему…ибо, говорит божественный Василий, воздаваемая изображению честь переходит на первообраз» (Иоанн Дамаскин, Слово первое защитительное о святых иконах, 21).
Взирая на образ Пресвятой Девы, постараемся и сами стать Божественными иконами, воплощая в своей жизни образ Божий и уподобляясь Ему. А для этого обратимся к Той, Которая носила Его под сердцем, воспитывала, качала в колыбели, видела во славе и в уничижении, снимала с Креста, оплакивала на Погребении и ликовала о Его Воскресении. Будем стараться и в своих жизнях воплотить деятельность и созерцательность, беря в пример смиренную жизнь Богоотроковицы. Её молитвами да даст нам Господь сил быть Его подлинными чадами, не по имени только, но и по жизни.
Аминь.