Проповедь, иерей Сергий Гурдяев
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшний воскресный день, согласно уставу, на Божественной Литургии прочитывался евангельский отрывок об исцелении Иисусом Христом расслабленного, которого принесли к Нему друзья этого тяжело больного человека. Евангелист Матфей пишет, что, Спаситель, видя веру этих людей, исцелил парализованного, простив при этом ему грехи. На что книжники и законоучители израильские, которые также находились в том доме, сказали о Христе: «Он богохульствует» (Мф. 9:3). Но Господь, зная их сердце, спрашивает у них: «…что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: – встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:5–6). И расслабленный встал, взял постель, на которой его принесли, и пошел в свой дом. И в конце этого отрывка евангелист пишет о том, что люди, бывшие свидетелями этого события, удивились и прославили Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9:8).
Нам дана эта свобода, это великое проявление любви – простить другого человека, который нас обидел…
Напомнив себе сегодняшний евангельский отрывок, нужно подумать о том, что и нам с вами тоже дана «власть» прощать друг друга. Мы согрешаем друг перед другом каждый день и каждый день молимся словами молитвы Господней, прося у Бога оставить нам наши долги́ перед Ним, так же, как и мы сами оставляем нашим должникам. Нам дана эта свобода, это великое проявление любви – простить другого человека, который нас обидел. Мы знаем, что Господь прощает человека, если тот обращается к Нему с просьбой о прощении, каким бы грешником он ни был. В Священном Писании очень много таких примеров. Один из них, может не очень известный нам – иудейский царь Манассия. О нем, например, мы слышим в покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Этот человек пролил, как говорят, реки крови. Он установил капища по всей Иудеи, даже в храме Живого Бога в Иерусалиме установил идолов. Греховное безумие его было настолько велико, что он убил пророка Божия Исаию, приказав перепилить его деревянной пилой. Так, к сожалению, часто бывает – властолюбие рождает гораздо больше зла, чем что-то другое. Манассия сделал столько зла, что его можно сравнить разве что с самыми отъявленными злодеями нашего времени. В Писании говорится, что он заполнил землю кровью от края и до края. И вот, когда царство его было разрушено, Манассия из глубины души взмолился Богу о прощении. Он пытался исправить свой грех: разрушил идолов и капища чужеземным богам, восстановил жертвенник Господень и попросил жителей Иудеи служить Господу Богу Израилеву (2Пар.33:12-16).
Самый духовно костный тот, кто не хочет прощать…
Господь Иисус Христос простил разбойника, который был распят рядом с Ним на кресте, за одно слово покаяния и веры, даровав ему Царствие Небесное. Бог прощает всех, кто обращается к Нему с искренним покаянием, даже самых великих грешников. И этот великий и поистине Божественный дар – прощать – Господь дал каждому из нас. Пожалуй, самый костный человек – это не тот, который не может справиться со своими страстями, со своей греховностью, со злом в своей жизни. Самый духовно костный тот, кто не хочет прощать.
Тогда старец сказал: «давай помолимся Богу!»…
В одном древнем Патерике, (это сборник повествований о жизни отшельников), мы читаем, как некоторый брат, обиженный на другого, пришел к авве Сисою Фивейскому и говорит ему: «такой-то брат обидел меня, и я хочу отомстить за себя». Старец же увещевал его словами: «нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения». Но брат упорствовал и говорил: «я не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя». Тогда старец сказал: «давай помолимся Богу!» И, вставши, старец начал молитву такими словами: «Боже! мы не имеем никакой нужды в Твоем попечении о нас; потому что мы сами делаем отмщение наше…». Тогда брат, услышав это, пал к ногам старца и сказал: «не стану судиться с братом: прости меня, Боже! И ты, отче, прости меня!».
Способность прощать – это то, что роднит нас с Богом…
Если бы у нас не было этого великого дара, этой возможности – прощать других, то наш мир погрузился бы во мрак, в нем невозможно было бы жить. Если бы мы на каждую обиду, большую или малую, реагировали бы местью, гневом, оскорблениями и злом, то в мире не осталось бы ничего доброго. Из этого понятно, что именно прощение уничтожает злобу. В конце концов, прощение нужно, прежде всего, нам самим. Прощение больше нужно прощающему, поскольку оно поднимает прощающего до великой нравственной высоты. Способность прощать – это то, что роднит нас с Богом.
Дай Бог, чтобы мы научились прощать людей. Дабы и мы сами, прося прощения у Бога, услышали сердцем Его слова, сказанные устами пророка Исаии: «Обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя: Я изглажу беззакония твои как туман, и грехи твои, как облако» (Ис. 44:22). Аминь.