Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Библейская мудрость говорит: «Человек, сбившийся с разума, водворится в собрание мертвецов» (Притч.21:16). Эта мысль имеет несколько уровней смысла. В оригинале греческого перевода сказано: «Человек, сбившийся с разума, водворится в собрании рефаимов». По смыслу библейских текстов – в собрании бесов. Человек становится абсурдным по жизни и мучением для окружающих. Он живет как мертвец, имея чисто скотские потребности. И как это созвучно со словами Христа – «предоставьте мёртвым погребать своих мертвецов». Святые отцы это состояние человека определили так: «Горе душе, не чувствующей язв своих».
Почему Христос в притче говорит о посмертной участи этих людей?
Вот сегодня нам представлена притча о богаче и Лазаре, где богач представляет такой персонаж. Притча достаточно известная, но при близком рассмотрении представляет тайны и недоразумения. В земной жизни мы довольно часто сталкиваемся с такими людьми, сбившимися с пути разума, и нам понятна причина их состояний. Но вот на что важно ещё обратить внимание. Почему Христос в притче говорит о посмертной участи этих людей? Первая часть притчи понятна. Но как только речь заходит о загробном мире – мы сталкиваемся с тайнами и парадоксами, и с мало известными фактами.
Вход в рай будет открыт после сошествия Христа во ад…
В Библии мы мало найдём мест, где говорится о тайнах загробного мира. Но хорошо известно, что иудейское учение о шеоле почти ничем не отличается от греческого Аида, римского Тартара, и египетского Аментес. Общее для всех – понимание о том, что души умерших уходили в места мрака скорби и мучений. Из предания нам известно, что до сошествия Господа во ад все души умерших спускались в преисподнюю. Рай был заключен после изгнания человека из него. Вход в рай будет открыт после сошествия Христа во ад, когда будут выведены из ада все, кто уверовал во Христа. Говоря о положении богача в аду, Христос вдруг говорит о «лоне Авраама», где богач видит Лазаря, и это место в обилии света, радости, и блаженства, и не скорби, мук, и страдания.
Терпеливое несение скорбей – важное условие прощения наших грехов здесь, на земле…
И мы не можем не доверять словам Спасителя, но непонятно, как сочетается ад и лоно Авраама, и что это такое. Но по сути это давно известное в древности учение, которое находим в апокрифах в книге Еноха, где описывается ад и три разных состояния в аду всех умерших. Есть место мучения грешников, лишённое света. Есть иное место, где тоже грешники, потерпевшие наказание ещё при жизни, и они хотя, и во мраке находятся, но не испытывают мучений. И есть место, где пребывают души праведных, и они блаженствуют и находятся в свете и в красивых рощах, пребывают в радости. Все эти состояния в аду разделены непроходимой преградой. Но находятся в пределах видимости. Об этом свидетельствует и преподобный Максим Грек, показывая подобное свидетельство в трудах языческого поэта Гомера. Для нас важный вывод из этой притчи. Добродетельная жизнь – очень важное условие загробной нашей участи. Терпеливое несение скорбей – важное условие прощения наших грехов здесь, на земле. Неверие людей «сбившихся с разума» в Божием наказании может быть фатальным. Они не поверят в Бога, даже если кто с того света придёт и засвидетельствует о аде.