Проповедь, протоиерей Виталий Лихонин
Дорогие братья и сестры!
В современном православии мы часто замечаем разделение в самом православии между последователями того или иного известного проповедника. В зависимости от того, что вещает, чему учит тот или иной проповедник, священнослужитель. И вот сегодня в апостольском чтении (1 Кор.,I:10-18) мы все слышали удивительные слова. Апостол Павел восклицает: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве Христос разделился? Разве Павел за вас распялся?» И восклицает далее, может, для нас страшные слова: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил». Знаете, вроде бы надо радоваться тому, что кто-то, в данном случае апостол, крестит верующих людей. А Павел восклицает это с благодарностью. Ибо он видит скорбь в том, что ученики Христовы, которые должны быть едины Телом Христа, едины в восприятии Тела Христова и едины в молитве, разделяются между собой.
Дорогие мои, современный православный человек часто забывает, что он христианин. Современный православный человек, к сожалению, часто забывает те древние слова взаимного приветствия перед причащением, которое сейчас остались только в ритуале причащения священнослужителей: «Христос посреди нас», и отклик «И есть, и будет». Дорогие мои, вот это нужно помнить всегда, что Христос посреди нас! Он нас связует. Мы во Христе, Христос в нас! Какое может быть разделение? Все мы должны быть Христовы. Именно Христос даровал нам то, о чем мечтали многие столетия, тысячелетия люди, воинство Христово: Он даровал нам возможность побеждать грех и быть с Богом вечно, вообще всегда! Пока существует вселенная, мы с Богом. Это больше, чем счастье! Это и есть смысл нашей жизни! Это и есть та связующая нить, которая, начавшись от нашего рождения, ведет нас к Богу, ведет нас в бесконечность. Христос обымает всех. Мы Христовы! Нравится ли нам то или иное учение, толкование, предпочтение — это все должно отметаться. Положа руку на сердце, мы можем сказать, что любое предпочтение тому или иному проповеднику, является некой эстетикой, изыском своего эго, своего я. Не стремлением ко спасению, отметающему все, а проявлением личности, но личности эгоистичной. Не личности целостной, желающей спасти себя, а проявить себя. Господь говорит: «Кто желает душу свою спасти, тот погубит ее» (Мф., 16:25). Дорогие мои, вот от этого мы должны учиться отказываться — от своего Я, от своего проявления; через это учиться перешагивать. Ведь первые века христианства явили нам невероятное множество подвижников. Такое множество подвигов духовных, что мы даже перечесть их не можем! Ведь какие подвиги, дорогие мои! Проповедь апостолов пешком, буквально четверть земного шара через враждебные города, народы, через бури на море на жутких корабликах! Они прошли, неся проповедь Христову, неся благовестие Христово.
И ведь мы, дорогие мои, тоже носители благовестия Христова! Прочитав Священное Писание, мы его несем, даже если не намерены это особо делать: своими делами, своими словами… Каждый православный человек несет благовестие Христово в мир вообще вокруг себя, всем людям. И получается очень неприятная ситуация: когда идет группа людей, трепетно неся в руках чаши с живой водой и начинают друг с другом толкаться — чья чаша живее. Чем все это закончится? Да расплещут они воду, воды у них-то и не останется. Дорогие мои, нам надо воду нашу не расплескать, нам ее надо донести, чтобы мы пришли к Богу с результатом каким-то. Ведь Господь говорит просто, а вместе с тем и страшно: «В чем застану, в том и сужу» (Аграфа.Святой Иустин Философ «Диалог с Трифоном иудеем 47»; в смысловом согласии с Мф., 24:42). Вот с чем нас застанет Господь? С чашей полной или с парой капель на стенках? Все зависит от каждого человека. Я не разделяю людей образованных, по возрасту как-то (детей и пожилых людей), по внутреннему церковному статусу (священник, архиерей, мирянин). Это касается каждого верующего человека вообще. Слова, которые я говорил чуть раннее, должны всегда звучать в нашем сердце — Христос посреди нас! Он всегда посреди нас. Его никто не может от нас отнять, Он никуда не убежит от нас, ибо настолько нас любит, что на Кресте распялся, что претерпел вот эти страшные мучения, прошел Крестный путь ради нас, поэтому Он от нас не уйдет. Мы – можем. Он — нет.
Давайте же жить, ощущая Христа в себе и рядом с собой, между собой Христа ощущать! В тот момент, когда нам хочется о чем-то поспорить, представим, что Христос третий стоит рядом с нами. Готовы ли мы рядом со Христом спорить? Не думаю. Вот эта мысль будет хорошо трезвить каждого из нас. И тогда действительно больше среди нас будет единения, тогда мы действительно больше сами будем ощущать, что мы — Тело Христово, единое Тело, единая Церковь, та самая, о Которой Господь говорит, что врата адовы ее не одолеют. Мы можем стать частью той силы, благодаря которой адовы врата не смогут одолеть Церковь Христову. Спаси, Господи!