Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангелии для нас представлена беседа Христа с самарянкой, и главное место в этом повествовании – это ответ Спасителя на вопрос самарянки: «Где должно поклоняться Богу – в Иерусалиме или на горе Гаризин?». Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители Бога поклоняются Ему в Духе и Истине, и что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. И это учение нам возвестил Сам Сын Божий.
…Иисусом Христом доставлено не какое-то подробное и ясное понятие о благодати и истине, но подается сама Благодать, сама Истина непосредственно людям…
Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Аз есмь Путь, и Истина и Живот» (Ин.14:6). Сын Божий явил человекам недоступную для них Истину, и засвидетельствовал, и запечатлел эту Истину обильнейшим излиянием Божественной благодати. Это означает, что Иисусом Христом доставлено не какое-то подробное и ясное понятие о благодати и истине, но подается сама Благодать, сама Истина непосредственно людям. И люди могут становиться причастниками Божественного естества. Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (Ин. 15:26, 16:13). Поэтому принятие Истины есть вместе принятие Святого Духа; поэтому естественно там присутствовать Святому Духу, где действует Святая Истина, и утверждать Ее действия.
Истинного христианина Святый Дух преобразует в жилище Божие… (святитель Игнатий Брянчанинов)
Так вот, поклонники по Духу и Истине признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников и ищет Бог. «Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения. Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа. Он – единый посредник и ходатай к общению между Богом и людьми. Истинного христианина Святый Дух преобразует в жилище Божие, когда во внутреннем человеке вселяется Христос. Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа!» (святитель Игнатий Брянчанинов). Отсюда должно быть понятно, какова ценность познаний Бога естественными силами самого человека и какова цена пред Богом естественной человеческой доброты и действий, из нее истекающих.
Отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека…
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Весь слепотствующий мир тщетно прославляет свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Оно есть невольное обличение смрада, громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых страстями и тщеславием. Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, потому что в нем добро смешано со злом, в котором добро, по большей части, едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как засвидетельствовал Сам Бог. По этой причине Господь заповедал отречение от падшего естества. Отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека. Прямое следствие, вытекающее из этого заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. И очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло». Итак, последуем Истине, и Истина освободит человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Эта всесильная Истина духовно оживит человека новой благодатной жизнью. Аминь.