Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня, на Божественной литургии читалось Евангелие о том, как Господь исцелил дочь хананеянки. Между евреями и хананеями была давняя вражда.Дело в том, что хананеив свое время жили на той земле, на которой Господь повелел поселиться своему избранному народу.
Хананеи были достаточно нечестивы, так как являлись язычниками, и было даже повеление от Господа истребить этот народ. В любом случае, между евреями и хананеями были столкновения, войны. Евреи избегали общаться с остаткамиэтого народа. Также иудеям запрещались любые деловые связи с хананеянами, в том числе никакой торговли с ними.
И вот у хананейской женщины заболела дочь. Мы не знаем, что это была за болезнь, но в Евангелии женщина говорит: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15, 22). Значит женщина слышала об Учителе, Который всем помогает, Который всех исцеляет и стоит к Нему обратиться,потому, что Он всех слышит и Он есть любовь.
Христос был с учениками, также его окружал народ, и Он не отвечал на ее слова.
Это было так не похоже на Него, что ученики обратились к Нему со словами: «…отпусти ее, потому что кричит за нами…» (Мф.15, 23). На что Господь ответил довольно строго: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15, 24).
Его слова как бы подчеркивали то отношение, которое существовало между иудеями и хананеями. Но женщина не отступала, она так хотела исцеления своей дочери и просила: «Господи! помоги мне». В ответ услышала: «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15, 26). Это означало, что та благодать, которая изливается на избранный народ, не должна распространяться на кого-либо другого.
И вот здесь эта хананеянка обращается ко Христу с такими смиренными словами: «Так Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда говорит Господь: «о женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15, 28).
Братья и сестры, вся наша жизнь — это диалог с Господом Иисусом Христом. Господь разговаривает с нами обстоятельствами нашей жизни, то есть своим Промыслом благим о нас, которым Он ведеткаждого человека пожизни, и не всегда Его обстоятельства благостные и принимаются нами. Подумайте, каково было женщине хананеянке, которая преодолела много трудностей, которая со слезами обращалась к Господу, услышать такие жестокие слова: «… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Ведь Он собакам уподобил весь народ хананеев.
В нашей жизни также все бывает не просто, и в нашей жизни Господь обращается к нам порой достаточно жестко — и болезнями, и скорбями, и разными скорбными обстоятельствами — тогда, когда нам казалось, что все хорошо складывается. Очень много бед и трагедий в нашей жизни. Невозможно найти человека, который бы не пережил какую-то великую беду, идя по жизненному пути.
Здесь очень важно понять, как ответить нам на посещение нас Господом, когда мы начинаем болеть, терять, страдать. Эта жена хананеянка для нас — яркий пример отношения ко всему в земной жизни. Мы должны понять, что ни отчаяние, ни уныние, ни обиды будут правильным ответом на все наши обстоятельства, а терпеливое упование на Господа. Вот представьте себе, если бы эта женщина обиделась на слова Иисуса, или она поняла бы, что все двери закрыты для нее, либо как-то иначе грубо ответила Ему, то что произошло бы? Ее дочь не исцелилась бы, но со смирением припадая к Господу и отвечая Ему разумно и благочестиво, она наконец достигла своей цели. Так же и мы можем в ответ на посещение нас Господом — порой трудных обстоятельств, ответить так же, как она, продолжая молиться, продолжая спрашивать, продолжая общаться с Господом, и, понимая, что эти посещения только на благо нам и это дорога в Царствие Божие, где мы будем со своим Спасителем. То, что жестокие слова адресуются нам при посещении Божьем, так это возможно оттого, что другим способом невозможнодостучаться до нас, помочь нам.
Наши желания и устремления часто бывают греховные, часто идут во вред нам и окружающим нас, поэтому нам может казаться, что Господь строг, но нет, Он благ, Он любовь и посещает нас только для нашего спасения.
Аминь!