Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Всякий раз, когда мы с вами, братья и сестры, открываем, слушаем Слово Божие, – а мы это должны, как христиане, делать каждый день, – мы убеждаемся в Божественной силе, в Божественном всемогуществе Христа Спасителя. Каждое слово Евангелия напоминает нам об этом. Ему повинуется всё – и небесная, и земная, и преисподняя, и всё приклоняет перед Ним колена своя. И сегодняшнее Евангельское чтение в очередной раз убеждает нас в Божественной силе Христа Спасителя. Христос исцеляет лунатика, слышали мы в евангельском чтении, мучимого от злого духа. Праведный Иоанн Кронштадтский в Толковании на Евангелие от Матфея пишет, чтобес, дьявол мучил этого человека в новолуние, с таким злым, коварным умыслом, чтобы люди приписывали это зло луне, – творению Божию, а не дьяволу, и тем самым бы хулили Бога. Так изъясняет это евангельское место святитель Иоанн Златоуст. Злые духи, делая человеку зло, они всячески стараются сокрыть свои пагубные деяния, с тем намерением, чтобы человек не возненавидел их, и не отклонился от их злых деяний. Человек богопросвещенный, – а таковым, богопросвещенным, человек может быть только тогда, когда он будет жить церковной жизнью, – он сразу видит их лукавые деяния, и разрушает всё это силою Божественной благодати. Человек же не богопросвещенный, легко впадает в сети дьявола, и бывает мучим от них, как этот исцеленный Богом лунатик.
…оружие в борьбе со злом, с дьяволом: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21)
Какие же средства, какое оружие дал нам Христос в борьбе со злом, с дьяволом, с силами его? Это прежде всего, вера во Христа Спасителя как Бога, сокрушившего врата смертные, победившего дьявола и державу его, связавшего смерть. Это молитва и пост. Этим оружием очищается, освящается и укрепляется душа человека. Это оружие в борьбе со злом, с дьяволом: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21) – говорит нам Сам Бог. И Святая Церковь, изначально зная силу этого Божественного оружия – поста – она еженедельно предлагает нам, христианам, поститься дважды – в среду и в пятницу – в воспоминание крестных страданий и крестной смерти Христа Спасителя. Предлагает также и четыре многодневных поста, в помощь нам в борьбе со злом, и другие постные дни.
И вот таковые пост и молитва – ограждают и очищают человека от всего злого и греховного
Пост и молитва укрепляют нашу веру в Бога, надежду на Него, любовь к Нему. Они приближают и соединяют человека с Богом. По вере отца, Христос исцелил этого отрока несчастного, и на недоуменный вопрос апостолов: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф.17:19) – а они до этого совершали много чудес, – Христос отвечает, что сей род изгоняется только постом и молитвою. Разумеется, что пост и молитва должны быть вместе. Ни пост без молитвы, ни молитва без поста не могут принести человеку желаемого результата. Святой преподобный Иоанн Лествичник говорит, что только ум постника молится целеустремленно, а ум невоздержанного, он всегда пребывает в рассеянии. Молитва, которую мы с вами совершаем ежедневно, она только тогда доходит до Бога, до Престола Божиего, если она совершается в духе и истине, в кротости, в смирении, и в своем бесконечном недостоинстве перед Богом. То же самое можно сказать и о посте. Пост только тогда полезен для нас, если он будет заключаться не только в воздержании от определенного рода пищи, но и в отсечении всего греховного, всего богопротивного, в отсечении всевозможных нечистых помыслов и желаний. И вот таковые пост и молитва – ограждают и очищают человека от всего злого и греховного.
…обратим внимание на жизнь всех святых людей без исключения – все они в своей жизни подвижнической уделяли большое место посту и молитве…
Молитва, которую низводит на нас с вами благодать Божия, занимает ум и сердце человека, и не дает человеку развлекаться, и оскверняться всевозможными нечистыми пожеланиями. Позже, она смиряет наше тело, и не дает ему возможности мешать душе пребывать в богомыслии. При таком положении дел, дьявол не находит места в нашем сердце, в нашей душе, ему нет пищи, которой бы он питался – нашими грехами, и при таком положении дел душа всегда пребывает в богомыслии, и человек становится уже защищен от грехов. И если мы обратим внимание на жизнь всех святых людей без исключения – все они в своей жизни подвижнической уделяли большое место посту и молитве, они постоянно пребывали в молитве, постоянно они пребывали в посте.
Все мы с вами с утра до вечера должны не только молиться утренними и вечерними молитвами, но и везде, где бы мы с вами ни были – быть с Богом, молитва эта доступна для каждого желающего. Для каждого из нас доступно: «Господи! Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»
Какие же мы с вами употребляем средства к воздержанию и в борьбе со злом, с дьяволом? Если мы с вами и молимся – то как молимся? Если постимся, – то как постимся? Мы в большей части имеем только внешний вид поста и молитвы. А необходимо внимание к посту, к молитве, и при таком положении дел, сам человек является виновником в том, что грех и дьявол обладают человеком, сам человек является виновником в том, что дьявол имеет такое большое влияние на него. Дьявол – враг рода человеческого. Он боится имени Иисуса Христа, он боится крестного знамения, и при всей нашей греховности мы должны помнить о том, что дьявол никогда не вселится в человека без Божественного попущения, при этом мы с вами как христиане должны помнить о том, что и ругаться именем дьявола, и посылать к нему, просить его – это не только греховно, но и очень и очень опасно, друзья. Когда мы призываем его, когда посылаем к нему, – он приходит к нам, к человеку, и бывает для такового человека очень и очень худо. Зная это, мы с вами, как христиане, должны почаще вспоминать имя Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и такая возможность, время для этой молитвы всегда есть. Все мы с вами с утра до вечера должны не только молиться утренними и вечерними молитвами, но и везде, где бы мы с вами ни были – быть с Богом, молитва эта доступна для каждого желающего. Для каждого из нас доступно: «Господи! Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Будем мы обращаться к Богу искренне с такой молитвой, и Господь непременно оградит нас от всего нечистого, лукавого, душепагубного, и напротив – утвердит в добром житии по Бозе ко спасению наших душ. Аминь.
С праздником вас, друзья!